Авторство: и
В Византии, в середине IX века был установлен новый праздник - Торжество Православия. С тех пор, в первое воскресенье Великого Поста, Церковь отмечает этот день особым праздничным богослужением.
Именно икона послужила поводом для учреждения этого праздника. Это день - день торжества иконопочитания над иконоборством. Богословски почитание икон победило еще на VII Вселенском Соборе в 787 году, но только спустя полвека, в 843 году, был впервые совершен чин Торжества, который навсегда соединил икону и Православие.
VII Вселенский Собор не определяет, какое вещество должно быть взято для создания и для написания иконы, только указывает, что материал, избранный для нее, должен быть прочен. Собор благословляет писать иконы на стенах, красками и мозаичными плитками, и на досках, делать изображения на металле и на камне и иными способами. И в этом смысле дает всякому искусству послужить созданию икон и благословляет и освящает всякий материал, различное мастерство и различные виды искусства...
Одной из самых первых икон, можно считать изображение Христа в виде небольшого памятника, который был поставлен исцелившейся от течения крови женой, упомянутой в Евангелии. В Риме существовал обычай ставить памятники тем людям, которые оказали особое благодеяние, и женщина, освободившаяся от течения крови прикосновением к одеянию Спасителя, поступила так же. Вернувшись к себе, она обратилась к художнику с просьбой сделать памятник, изображающий Христа. Так скромный памятник стал одной из первых икон Христа, он освятился тем, что изображал не просто человека, но воплощение Слова Божия, и на памятник этот излилась Божественная благодать...
Икона - это изображение Самого Бога, Божией Матери, ангелов и святых угодников.
Бог изображается на иконах в том виде, в каком Он являлся святым людям видимым образом: Бог Отец - в виде старца, потому что Он так являлся некоторым пророкам, хотя вопрос об изображении Бога Отца имел место уже на VII Вселенском соборе, где суждения, высказанные св. Иоанном Дамаскиным и св. Феодором Студитом отклоняют изображение Бога Отца по причине того, что Бог Отец, изображенный в человеческом образе, может создавать впечатление или зародить мысль о некотором Своем предвечном человекоподобии: "Мы не изображаем Господа Отца потому, что не видим Его, если бы мы видели Его, то и изображади бы". В России на Стоглавом соборе (1551 г.) вопрос об изображениях Бога Отца возник опять, но ходатайство некого дьяка Висковатого, в котором он подвергал сомнению допустимость изображений Бога Отца, было отклонено. Но Великий Московский собор (1655 г.) совершенно отвергает изображение на иконах Бога Отца, делая исключение лишь для изображений Апокалипсиса. Но в то же время, иконы с изображением Бога Отца встречаются везде, где есть Православная Церковь. Надо думать, что запреты эти носят не онтологический характер и являются мерами ограничительными, аскетическими, имеющими цель как бы наложить пост на изображение Бога Отца. Бог Сын изображается в том виде, каким Он был когда сошел на землю и сделался человеком: младенцем на руках у Божией Матери; учащим народ и совершающим чудеса; преображающимся; страдающим на кресте; лежащим во гробе; воскресшим и вознесшимся. Бог Дух Святой изображается в виде голубя или ввиде огненных языков.
Изображение Божией Матери сохранилось до нашего времени, благодаря ученику Господа - Луке, написавшему ее образ.
Изображения ангельского мира появились позже. Изображения ангелов, которые если и являлись видимым образом, то это явление не могло быть названо "ношением плоти". Скорее можно сказать, что ангелы облекались в видимый образ как в символ, говорящий об их бесплотном естестве. Ангелы изображаются на иконах в виде красивых юношей, в знак их духовной красоты. Их крылья символизировали быстроту исполнения Божией воли.
Иконы делятся на библейские, портретные, писанные по преданию и явленные. Также иконы делят на праздничные, образы Христа, образы Богородицы, образы святых и образы ангелов. В нашем каталоге мы разделим все сюжеты, встречаемые на меднолитых иконах, именно по последней классификации.
Обзорная статья Михаила Воровьева
"Сюжетное многообразие русского медного литья" (5 страниц)
|