[an error occurred while processing this directive]
Сюжетное многообразие
русского медного литья



| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |

Литье, утвердившееся в русском церковном искусстве в домонгольскую эпоху, переживает второе рождение на рубеже 17-го и 18-го столетий. В это время изготовление литых икон, складней, разнообразных крестов сделалось достоянием почти исключительно старообрядцев. Исключение составляло производство нательных крестиков, которые продолжали отливаться и в мастерских, предлагавших свою продукцию господствующей Церкви.
Распространение литых икон в старообрядчестве, причем в наибольшей степени в беспоповских согласиях, при почти полном равнодушии к нему официальной Церкви объясняется, прежде всего, историческими условиями существования старообрядчества.
На протяжении двух с половиной столетий старообрядцы жестоко преследовались государственной властью, не имея возможности открыто строить свои храмы и монастыри. При этом поповцы и беспоповцы находились не в одинаковом положении. Старообрядцы, приемлющие священство, мечтавшие найти епископа и восстановить иерархию, старались в каждом удобном случае легализовать себя, урегулировать свои отношения с властью, поскольку нуждались в снисходительном отношении к священникам, переходящим к ним из господствующей Церкви.
Старообрядцы-беспоповцы были уверены в том, что духовное воцарение антихриста уже совершилось, поэтому истинная церковь может быть только гонимой. Крайнее выражение это убеждение нашло в идеологии согласия странников или бегунов. Постоянно перевозить на новое место большие храмовые иконы было затруднительно. Громоздкие иконы падали, трескались, ломались, красочный слой осыпался, их было трудно скрывать при постоянных обысках. Литые иконы оказались более подходящими к условиям постоянного странствования. Поэтому именно в беспоповских согласиях, главным образом у поморцев, происходит расцвет медного литья.
Набор сюжетов старообрядческого медного литья значительно отличается от соответствующего спектра домонгольских литых изделий. В старообрядческих медницах не отливались характерные для переходной от язычеству к христианству лунницы с присоединенными к ним крестиками. Не производились круглые крестовидные подвески, в которых знак креста был вписан в древний солярный символ. Не изготавливались распространенные в домонгольскую и раннюю послемонгольскую эпоху змеевики.
Вместе с тем сюжетная тематика обогащается множеством изводов известных из привычной иконописи. Большинство иконописных сюжетов, так или иначе, воспроизводится в медном литье.
Статистический анализ медных икон позволяет составить достаточно точную таблицу распространенности отдельных сюжетов в старообрядческом медном литье:

  • Образ Богоматери - 35%
  • Святые - 45%
  • Праздники - 11%
  • Образ Христа - 9%

    Образ Богоматери:

  • Богоматерь Всех скорбящих радость - 35%
  • Богоматерь Одигитрия Смоленская - 25%
  • Богоматерь Казанская - 20%
  • Богоматерь Знамение - 10%
  • Богоматерь Тихвинская - 5%
  • Остальные изводы - 5%

    Святые:

  • Никола - 40%
  • Избранные святые (Кирик и Иулитта,Григорий Богослов и Иоанн Златоуст, Параскева, Екатерина и Варвара) - 12%
  • Антипа - 10%
  • Георгий - 4%
  • Параскева - 4%
  • Можайский - 3%
  • Кирик и Иулитта - 2%
  • Остальные - 25%

    Праздники:

  • Рождество Христово - 23%
  • Рождество Богородицы - 19%
  • Воскресение (Сошествие во ад) - 14%
  • Троица Ветхозаветная - 12%
  • Распятие Христово - 6%
  • Остальные - 26%

    Образы Христа:

  • Деисус - 82%
  • Спас Образ Нерукотворный - 6%
  • Спас Вседержитель - 5%
  • Седмица - 5%
  • Остальные - 2%


  • | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |



    [an error occurred while processing this directive]