[an error occurred while processing this directive]
Сюжетное многообразие
русского медного литья



| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |

ОБРАЗЫ СВЯТЫХ

Святые в старообряческом литье не особенно многочисленны. Из сотен имен, входящих в святцы, в литье воплощаются не более двух десятков святых. При этом наиболее распространенный в домонгольском литье архангел Михаил в старообрядческом почти исчезает.

Литые иконы с изображениями святых лучше всего классифицировать по количеству изображений.

Одинокий святой на литых старообрядческих иконах может быть: Николай Чудотворец (он же святитель Николай, Николай Мирликийский, Никола), священномученик Антипа, великомученик Георгий Победоносец, мученик Дмитрий Солунский, преподобный Сергий Радонежский, преподобный Тихон, апостол Иоанн Богослов, пророк Илья, великомученик Никита - бесогон, мученица Параскева-Пятница, мученик Уар, мученик Трифон, преподобный Паисий, преподобный Нифонт и преподобный Марой.

Чаще всего встречаются литые иконы Николая Чудотворца, самого почитаемого на Руси святого. Старообрядцы признавали только древнюю форму имени этого святого - Никола, которая и помещалась на иконах. Иконография Николы - это вариации двух изводов: Николы Зарайского - с Евангелием (оно может быть закрытым и раскрытым) в руках и Николы Можайского - в рост, с храмом в левой руке и мечом в левой. Никола Можайский встречается в литье значительно реже, что соответствует соотношению этих образов в обычной деревянной иконе. Характерным признаком иконографии Николы является присутствие поясных изображений Христа и Богоматери, протягивающих святителю Евангелие и омофор - признаки его епископского достоинства. Эта особенность связано с одним житийным эпизодом. Святитель Николай обличал на Первом Вселенском Соборе ересиарха Ария так страстно, что в пылу полемики ударил его по щеке. Такое рукоприкладство было сочтено грехом, и святитель Николай был лишен епископского сана. Он был возвращен ему только после того, как Сам Христос и Богородица явились во сне влиятельным участникам Собора и указали на неправильность их решения. Изредка вместо Христа и Богоматери Николу окружают изображения двух святых.

Поясные изображения Николы имеют самые разнообразные размеры. Они входят в состав самых разнообразных складней. От маленьких нательных иконок до очень больших икон, украшенных многоцветными эмалями. Самыми распространенными являются так называемы "вершковые" иконы, где Никола изображается с предстоящими Зосимой и Савватием Соловецкими.

Иконы с Николой Можайским так же многообразны. Широкое распространение получили складни с изображением этого святого. Очень красивы небольшие прорезные иконы, восходящие к 17 столетию. Изредка встречаются иконы Николая Можайского, на которых по сторонам от святого изображаются две сцены из его жития.

Следующим после Николы по степени распространения является образ священномученика Антипы, епископа Пергамского. Антипа известен в небольших по размерам иконкам и средникам многочисленных складней. Его облик отличается длинной волнистой бородой и кудрями на голове. Известны покрытые растительным орнаментом иконы большего размера, часто покрытые многоцветными эмалями. Самые красивые из них имеют изображение Деисуса в трех круглых медальонах, расположенных поверх головы святого. На некоторых отливках с образом Антипы видны буквы З и Ц, что означает Зубной Целитель. Считается, что Антипа помогает в лечении зубной боли.

Достаточно распространен в медном литье и образ Георгия Победоносца. Вероятно, традиция изготовления литых образков Георгия не прерывается с домонгольского времени. Старообрядцы изготавливали, как маленькие образки с Георгием, так и иконы большего размера, часто украшенные эмалями. Вставлялись такие иконы как средники в складни с различными створками. Известны прорезные иконы, по меньшей мере, трех разных типов, относящиеся к 17-му столетию. Иконография Георгия традиционна. Он изображен сидящим на коне, поражающим копьем поверженного крылатого дракона. Вариативна постановка фигуры святого. Его голова может быть обращена вперед или, реже, обращена вполоборота назад. В правом верхнем углу в облаках видна благословляющая десница Божия. Встречаются иконы, на которых выше фигуры святого находится поясное изображение Христа-Эммануила (отрока), благословляющим жестом обеих рук.

Еще более чем Георгий, в домонгольской Руси почитался еще один мученик - воин Дмитрий Солунский. В старообрядческом литье образ этого святого известен, главным образом, в одной очень изящной отливке. Центральная часть этой иконы изображает Дмитрия, сидящего на коне и побивающего копьем поверженного на землю нечестивого язычника Лия. Вообще, иконография Дмитрия очень похожа на иконографию Георгия. Однако, там, где у Георгия дракон, - у Дмитрия поверженный воин Лий. Над изображением Дмитрия в рассматриваемой иконе помещается Спас Нерукотворный, по обе стороны от которого находятся по четыре поясных изображения; слева это - князь Владимир и Иоанн Златоуст, ниже - преподобный Савва и святитель Мелетий; справа - святитель Афанасий и император Константин, ниже - святитель Лазарь и преподобный Пафнутий. Слева от самого изображения Дмитрия находится столбец с тремя святыми: преподобный Иоанн Дамаскин, князь Борис, мученик флор; справ такой же столбец: преподобный Ефрем Сирин, князь Глеб, мученик Лавр. Нижний ряд образован поясными фигурами шести святых пустынников: преподобные Мария Египетская, Онуфрий, Петр Афонский, Африкан, Марон, Алексей Божий человек. Эта очень нарядная икона обычно украшалась много численными эмалями. Изображения Дмитрия Солунского изредка помещались на средниках трехстворчатых складней.

Одним из любимых святых Древней Руси был Илья. Трудно понять, почему пророк, обличавший нечестивых израильских царей в 9-м веке до Рождества Христова, становится вполне русским святым, ответственным за громы и молнии, а так же за своевременную подачу дождя. Вероятно, это объясняется тем, что одна из первых киевских христианских церквей, построенных задолго до Крещения Руси, была Ильинской. Характерные черты Перуна главного божества древнеславянского пантеона соединились с Ильей, которого не укоренившиеся в новой вере киевляне долго считали главнее Христа. В литье Илья известен с древнейших времен. В небольших иконах, которые существовали как самостоятельно, так и были средниками и створками (реже) складней, воплощалась композиция Огненного восхождения. В иконах большего размера она дополнялась еще несколькими житийными сценами.

Православные женщины на Руси традиционно почитали мученицу Параскеву-Пятницу. Образ этой святой так же достаточно распространен, но лишь в небольших меднолитых иконах. Обычно это поясные изображения, на которых Параскева держит крест в правой руке и развернутый свиток в левой. Изредка святая Параскева увенчивается короной. Еще реже в верхней части иконы изображаются двое святых.

Преподобный Сергий Радонежский изображается в монашеской мантии, с открытой головой. Выражение его лица очень добродушное. Отливки с образом преподобного Сергия различны по размерам. В большинстве из них над головой преподобного Сергия находится изображение Святой Троицы, в честь которой был освящен первый храм его монастыря.

Преподобный Нифонт, считавшийся "прогонителем бесов", представлен единственной иконой, на которой святой изображен в монашеском куколе со свитком в руках. На него похож преподобный Марой, который в отличие от Нифонта отливается лысым и с непокрытой головой.

Преподобный Тихон в старообрядческом литье представлен одним небольшим образом, на котором святой изображен в мантии и монашеском куколе.

Одним образом с фигурным завершением представлен апостол и евангелист Иоанн Богослов. Это известная композиция "Иоанн Богослов в молчании", где рядом с сидящим апостолом изображен орел - его иконографический символ.

Очень трогательны небольшие иконки с изображением мученика Никиты, побивающего беса. Это образ восходит к домонгольской эпохе. В 15-м - 17-м столетиях были очень распространены нательные кресты с изображением Никиты бесогона. Изображение святого, победившего нечистую силу, считалось хорошим средством против озоровства бесов.

Среди меднолитых икон с образами одиночных святых относятся обладающие схожей стилистикой небольшие иконки мучеников Паисия, Уара и Трифона. Появление именно этих святых обусловлено их особой функцией в жизни русского человека. Мученику Трифону молились при опасности от врагов; этот святой помогал в изгнании с полей и огородов всевозможных насекомых-вредителей. Канон мученику Уару читали за умерших без покаяния; его молились за упокоение тех нерадивых христиан, над которыми священник отказывался петь погребение. Мученику Паисию, кроме того, молились о упокоении самоубийц.

Иконы с изображением двух святых немногочисленны. Это образы князей страстотерпцев Бориса и Глеба, Кирика и Улиты, Власия и Афанасия, преподобных Зосимы и Савватия.

Борис и Глеб были первыми святыми, прославленными Русской Церковью. Сыновья крестившего Русь Владимира, убитые своим братом Святополком Окаянным, юные Борис и Глеб считались воплощением христианского смирения и защитниками всех несправедливо обижаемых людей. В литье Борис и Глеб всегда изображаются всадниками. Круглые нательные образки с изображением двоицы святых князей появились задолго до монгольского нашествия. Очень красива прорезная икона с изображением Бориса и Глеба, сидящих на конях, с копями, украшенными флажками в руках. Икона увенчивается круглым медальоном с изображением Троицы, над которой располагается небольшая пластина с изображением Спаса Нерукотворного, в которой находится отверстие для гайтана. Эта иконография повторяется в других изображениях, которые имеют разные размеры. В поздних отливках шапки на головах князей сменяются шлемами.

К распространенным в литье образам следует отнести и изображения мученицы Иулиты и ее сына младенца Кирика. Иулита изображается с крестом в руке, Кирик со сложенными на груди руками. Очень привлекательны небольшие образки, выполненные в духе трогательной наивности. Кирик и Иулита на них изображены в окружении цветов фантастического размера. Такие образки часто использовались как средники трехстворчатых складней. Изображение Кирика и Иулиты входит в достаточно распространенную четырехчастную иконку, где на площади в несколько квадратных сантиметров кроме них успевают разместиться сюжеты: Нерукотворный Образ, Владимирская Богоматерь, Божия Матерь Знамение. Очень распространен небольшой образок с избранными святыми, где в верхнем ряду изображены мученицы Параскева, Евдокия и Варвара, в нижнем в рост - Василий Великий, Григорий Богослов, Кирик и Иулита.

Власий и Афанасий изображались очень просто, в виде стоящих фигур, одетых в фелони, покрытые архиерейскими омофорами. Эти иконы часто становились средниками складней.

Достаточно редкой является небольшая икона с изображением апостола Иоанна Богослова и его ученика Прохора. Между святыми находится образ спаса Нерукотворного, под которым условное изображение Небесного Иерусалима.

Преподобные Зосима и Савватий были особенно любимы старообрядцами, поскольку основанный ими Соловецкий монастырь очень долго сопротивлялся реформам патриарха Никона, который, впрочем, тоже входил в число соловецкой монашеской братии. Зосима и Савватий отливались на фоне Соловецкого архипелага; в руках они держали модель своего монастыря. Особенно трогательными являются иконы, на которых при помощи белой и синей эмали мастера литейщики изображали море, на котором стоял монастырь.

Образы трех святых в старообрядческом литье представлены немногочисленными иконами. В виде отдельных иконок отливались створки складней "девяток", средником, которых был Деисус. Это иконки с изображением: митрополита Филиппа, Николая чудотворца и Иоанна Богослова; Ангела-Хранителя, преподобных Зосимы и Савватия; Великомученика Георгия, священномучеников Антипы и Власия; преподобного Иоанна Ветхопещерника, мучеников Космы и Дамиана.

Весьма распространенными были иконы трех святителей: Григория Богослова, Василия Великого и Иоанна Златоуста. Этот образ известен в двух изводах. Один из них, более древний, представляет великих учителей церкви в полный рост в фронтальной композиции. Другой, появившийся не без влияния барокко, изображает святитель в более свободных и раскованных позах; этот образ известен под названием "Беседа".

Похожей на трехсвятительский образ в первом его упрощенном изводе является икона преподобных Иоанна Левствичника, Иоанна Дамаскина, и Алексия человека Божия .

Великомученик и целитель Пантелеимон в окружении священномучеников Садока и Афиногена образуют еще одну икону "тройку". Священномученик Антипа в окружении мучеников Флора и Лавра отливался и как отдельная икона, и как средник складня.

Среди почитаемых в народе святых особое место занимали мученики Гурий, Самон и Авив, которые считались покровителями брака. Известны небольшие литые образки с анфасным в рост изображением этих святых.
Профильные в рост изображения мучеников Иоанна Воина, Харлампия и Вонифатия характерны еще для одной литой иконы "вершкового" размера. Иоанну Воину молились для возвращения украденной или потерянной вещи, мученик Вонифатий помогал от чрезмерного пристрастия к вину.

Похожие иконы "тройки" отливались с изображением мучениц Параскевы Пятницы, Екатерины и Варвары; Параскевы Пятницы, святителя Николая, святителя Тихона. Следует заметить, что святитель Тихон, изображенный в фелони с архиерейским омофором, - это не тот преподобный Тихон, который известнее на иконах с единственным святым.

Достаточно редкой является небольшая иконка с образом Богородицы Знамение, на которой в нижнем ряду изображены мученики Тихон, Мина и Параскева Пятница.

Иконы с изображением большего числа святых, очень немногочисленны. Известна икона с изображением пятерки святых: священномученики Модест, Власий, преподобный Нил, мученики Флор и Лавр. Существует икона с шестью святыми: в ряд изображены мученицы Евдокия Варвара, Иулита, Екатерина, Параскева Пятница. Перед Иулитой стоит ее сын младенец мученик Кирик. В верхней части этой иконы - Спас Эммануил в облаках.

На самой многофигурной иконе с изображениями святых они изображены в два ряда: верхний - благоверная княгиня Феврония, мученицы Параскева Пятница, Екатерина, Евдокия Александра, преподобная Мария Египетская; в нижнем ряду - святитель Василий Великий, благоверный князь Петр, мученица Улита, апостол Иродион, преподобный Паисий Великий; перед Иулитой стоит ее сын младенец мученик Кирик. Всего двенадцать святых.

Еще одна двенадцатифигурная иконка представляет собой как бы две соединенные створки складня. В левой части сверху вниз находятся поясные изображения.

Описанные в статье иконы, безусловно, не исчерпывают всего многообразия старообрядческого медного литья. Многочисленные вариации внутри не только одного иконографического типа, но также и внутри одного извода, потребовали бы настолько подробного писания, что объем статьи мог бы увеличиться очень значительно. Кроме того, остались неописанными иконы, отлитые в небольшом числе экземпляров, которые впоследствии не тиражировались. Так же не рассматривались иконы и складни, отлитые до раскола, которые, хотя и находились в руках старообрядцев, собственно старообрядческими названы быть не могут; они являются принадлежностью общей культуры Русской Церкви. В статье специальным образом не затронут вопрос о различных модификациях складней, о вариациях иконографии в их средниках и створках.
Особым и очень обширным разделом в исследовании старообрядческого медного литья является описание различных распятий, наперсных, киотных, напрестольных крестов, которые в отличие от нательных, отливались в очень широком иконографическом спектре. Этот вопрос требует отдельного рассмотрения.

Автор - Михаил Воробьев


| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |

[an error occurred while processing this directive]