[an error occurred while processing this directive]
Сюжетное многообразие
русского медного литья



| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |

ОБРАЗЫ ХРИСТА

Господь Иисус Христос, хотя и является Главой Церкви, в иконографии представлен значительно меньшим количеством иконографических типов (при множестве изводов каждого типа), чем Богородица и святые. Вероятно, это связано с тем, что грешному человеку гораздо проще обратиться с молитвенным прошением к человеку - Божией Матери или святому, нежели к Богу, даже если это - Воплотившийся Бог Иисус Христос.
Наиболее распространенный в литье иконографический тип - Деисус. Русское слово "Деисус" - это искаженное греческое слово "Деисис", что означает моление. Деисус - изображение Иисуса Христа, восседающего на престоле, справа от которого находится Богородица, слева - Иоанн Предтеча.. В старообрядческом медном литье Деисус чаще всего является средником трехстворчатых складней, получивших название "девяток". Каждая боковая створка такого складня несет изображение избранных святых. Чаще всего это - митрополит Филипп, апостол Иоанн Богослов, святитель Николай - на левой створке; ангел-хранитель, преподобные Зосима и Савватий - на правой. Такой подбор святых не случаен. Зосима, Савватий и Филипп - святые, подвиги которых были совершены в Соловецком монастыре, очень почитаемом у старообрядцев Выга, где были отлиты первые такие складни. Присутствие ангела-хранителя и Николая Чудостворца - покровителя путешественников показывает, что "девятки" были "путевыми" иконами. Их брали в дорогу, носили в качестве нательных икон. Голгофский крест на обратной стороне одной из створок позволял обходиться без отдельно носимого нательного креста. Сохранились складни, средники которых представляли собой разделенный на четыре части ковчег, достаточно большой глубины, плотно закрывавшиеся пластиной с изображением Деисуса. Такой складень мог использоваться для хранения святых мощей или для переноса драгоценных для старообрядцев беспоповцев Святых Даров, освященных еще до-никоновскими священниками.
Второй, менее распространенный, вариант "девятки" имеет створки с другим набором святых: на левой изображены - великомученик Георгий Победоносец, священномученики Антипа и Власий; на правой - преподобный Иоанн Ветхопещерник и мученики Косма и Дамиан.
Существует Деисус и в виде трехстворчатых складней другого типа, средники которых являются поясным изображением Господа Иисуса Христа, створки - поясными изображениями Богородицы (извод, сходный Боголюбской со свитком в руках) и Иоанна Предтечи. Образ Иоанна Предтечи вариативен. Чаще всего он изображается в виде крылатого Ангела пустыни с чашей в руках, в которой находится образ младенца Христа; это - символический образ Крещения Господня. Расположение Богомладенца может быть различным, как слева направо, так и наоборот. В некоторых складнях правая створка представляла Иоанна без крыльев с руками воздетыми вверх в изысканном жесте.
Иногда средник такого Деисуса отливался отдельно. В этом случае он превращался в образ Господа Вседержителя. Известны и особые изображения Господа Вседержителя, как поясные, так и в виде Спаса на престоле. Как правило, они имеют более древний возраст.
Более древними являются складни, в которых средником является Деисус, в котором все три фигуры представлены в полный рост; створки таких складней могут быть самыми различными. Достаточно распространен складень, в среднике которого ниже полного Деисуса помещаются поясные изображения четырех святых: преподобного Зосимы, святителя Николая, святителя Леонтия, преподобного Савватия. Иногда изображались и другие святые. Навершие такого складня могло быть Нерукотворным Образом Христа или украшалось простым геометрическим орнаментом.
Известна литая икона, на которой ниже Деисуса находятся выполненные в полный рост фигуры преподобного Зосимы, Ангела Хранителя, святителя Николая и преподобного Савватия.
Название "Деисус" иногда относят к очень редкому образу, в верхней части которого помещено поясное изображение отрока Христа (Спас Эммануил), по сторонам которого находятся фигуры Божией Матери и святителя Николая.
Еще один своеобразный меднолитой "Деисус" представляет собой три иконы большого размера, объединенных общей стилистикой. Средняя, имеющая навершие сложной формы, - это Христос Вседержитель, сидящий на престоле, две боковые - вытянутые по вертикали прорезные иконы архангелов Михаила и Гавриила. Одним из древнейших образов Христа Спасителя, существовавших и в медном литье, является так называемый Спас Смоленский. Этот иконографический тип представляет собой изображение Христа в полной рост, украшенное массивной цатой, к ногам которого припадают преподобные Сергий Радонежский и Варлаам Хутынский. По сторонам Спасителя в верхней части иконы помещаются изображения ангелов, держащих в руках орудия страстей. Спас Смоленский встречается в виде отдельных икон, часто украшенных многоцветными эмалями, и как средники разнообразных складней.
Еще один представленный в медном литье иконографический тип Христа Спасителя, изображенного в окружении святых, получил непонятное название "Седмицы", хотя его правильное название "Спас с предстоящими". Это Деисус, в котором к образам Божией Матери и Иоанна Предтечи, а так же припадающих Зосимы и Савватия добавляются фигуры архангелов Михаила и Гавриила, апостолов Петра и Павла. В "Седмицах" большего формата добавляются фигуры апостола Иоанна Богослова и святителя Иоанна Златоуста, а так же коленопреклоненных Николая Чудотворца и преподобного Сергия Радонежского.
Нерукотворный Образ Спасителя чаще всего встречается в литье в виде наверший отдельных икон и складней. Эта традиция берет начала в самых древних образцах литья, причем иконография образа меняется очень заметно от изысканных изводов 17-го столетия, на которых изображался и плат с его причудливыми складками до простых почти схематических изображений 18-го и 19-го века. Встречается Нерукотворный Образ и в навершии литых крестов самых разнообразных размеров. Именно такой тип креста, который помимо Нерукотворного Образа в навершии отличается отсутствием изображения Духа Святого "в виде голубине" и "Пилатова титла" - букв IНЦИ, считался единственно правильным крестом старообрядцами Поморского согласия.
Встречается Нерукотворный Образ и в виде отдельных образков небольшого размера. Известен он, по преимуществу, в двух изводах; причем тот из них, в котором Нерукотворный Образ окружен надписью, является более древним и редким.
Редкими древними литыми иконами являются образы Снятия с креста, на которых изображен обнаженный торс мертвого Христа с крестообразно сложенными на груди руками, опирающимися на край гроба. По сторонам креста видны фигуры предстоящих Богородицы и Иоанна Богослова, выполненные почти в полный рост; в верхней части иконы оплечные образы ангелов в круглых медальонах. Этот иконографический тип к 19-му столетию превратится в образ "Не рыдай мене, Мати", который уместно отнести к богородичным иконам.
Русские иконописцы, начиная с 16-го столетия, осмеливались изображать Вторую Ипостась Троицы и до ее Воплощения. Хотя законность таких аллегорических образов, как София Премудрость Божия в ее новгородском изводе, оспаривалась несколькими церковными соборами 16-го и 17-го столетий, они продолжали воспроизводиться до конца 19-го столетия. Нашли они свое отражение и в медном литье.
Классическая иконография Софии Премудрости Божией, так же как символика этого образа, чрезвычайно сложна. Однако центральная часть образа, которая представляет собой своеобразный "Деисус", в котором вместо Христа на престоле восседает крылатая женоподобная фигура с ангельскими крыльями и звездообразным нимбом, представлена в древнем литье редкими отливками, изготовленными задолго до раскола.
В старообрядческом медном литье воспроизводится сокращенный извод Софии, известный в иконографии с 17-го столетия под названием "Спас Благое Молчание". Молчание - символ невысказанности, неявленности, невоплощенности. Молчание Софии - символ невоплощенности Предвечного Логоса, а Сама София - это Логос до Воплощения. Таким образом икона "Спас Благое Молчание" - это образ Иисуса Христа до Его Воплощения.
Образ "Благое Молчание" представляет собой поясное изображение Софии в его новгородском изводе. Это крылатый ангел с лицом юной девы с звездчатым вписанным в круг нимбом, облаченный в царский далматик, с руками, скрещенными на груди. В литье этот образ появляется только к концу 18-го века. Он существует либо в виде небольшой отливки, где изображен только ангел, либо в виде иконы большего размера, где ангел превращается в средник, вписанный в рамку с 18-ю круглыми медальонами, в которых находятся поясные фигуры разных святых. Эти иконы, как правило, расцвечивались эмалями самых различных оттенков.
Богословская содержательность этой очень нарядной иконы уступает более скромному, но не менее загадочному образу Ангела Великого Совета. Именно так называют это изображение ангела на кресте известные собиратели 19-го века братья Ханенко. Сам ангел с зерцалом и мерилом в руках напоминает хорошо известное изображение архангела Михаила. Однако присутствие креста за спиной у ангела помогает увидеть в этом образе более глубокое богословское содержание. Апостол Петр в Первом Соборном Послании, входящем в состав Нового Завета, называет Иисуса Христа Агнцем, предназначенным еще до создания мира к закланию (1 Петр. 1, 19-20). Этот же символический образ встречается в Апокалипсисе (Откр.13,8). В то же время пророк Исайя называет еще невоплотившегося Христа Ангелом Великого Совета (Ис. 9,6). Таким образом, это небольшое изображение ангела выражает глубочайшую богословскую идею о бесконечной любви Бога к человеку, Бога, готового принести Себя в жертву ради спасения единственного существа, которое является носителем Его Образа.

| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |

[an error occurred while processing this directive]