ID: bud_0027
Название: Ца-ца* , терракота. Три божества долгой жизни (по тибетски: це сум). Вверху Будда Амитаюс, внизу слева (от нас) Белая Тара, справа - Ушнишавиджая.
Датировка: XIX - начало XX вв.
Размер: 63 мм х 57 мм х 11 мм.
Дополнительно: Найдена на месте разрушенного в 20-х гг XX века Хёхуртайского дацана (Бурятия).
ID: bud_0028
Название: Ца-ца, терракота. Три Бодхисаттвы (бодхисаттва - это тот, кто уже не человек, но еще не будда, можно сказать - буддийский святой). Вверху Манджушри (ассоциируется с мудростью, в руке держит меч "рассекающий тьму неведения"), слева Авалокитешвара Четырехрукий (ассоциируется с состраданием, так и переводится с санскрита "смотрящий с состраданием") и Ваджрапани (ассоциируется с защитой от внешних факторов).
Датировка: XIX - начало XX вв.
Размер: 58 мм х 49 мм х 11 мм.
Дополнительно: Найдена на месте разрушенного в 20-х гг XX века Хёхуртайского дацана (Бурятия).
ID: bud_0029
Название: Ца-ца, терракота. Будда Амитабха.
Датировка: XIX - начало XX вв.
Размер: 46 мм х 34 мм х 13 мм.
Дополнительно: Найдена на месте разрушенного в 20-х гг XX века Хёхуртайского дацана (Бурятия).
ID: bud_0030
Название: Ца-ца, терракота. Чже Цзонхава - основатель школы Гелук в Тибете, великий ученый и реформатор буддийского Учения. Один из его учеников в последствии стал известен как 1-й Далай-лама
Датировка: XIX - начало XX вв.
Размер: 18 мм х 18 мм.
Дополнительно: Найдена на месте разрушенного в 20-х гг XX века Хёхуртайского дацана (Бурятия).
ID: bud_0033
Название: Ца-ца, терракота. Ваджрасаттва с супругой (?). Атрибуты в руках не просматриваются.
Датировка: XIX - начало XX вв.
Размер:
Дополнительно: Найдена на месте разрушенного в 20-х гг XX века Хёхуртайского дацана (Бурятия).
ID: bud_0034
Название: Ца-ца, терракота. Ушнишавиджая. Одна из богинь, относящихся к 21-му виду Тар.
Датировка: XIX - начало XX вв.
Размер:
Дополнительно: Найдена на месте разрушенного в 20-х гг XX века Хёхуртайского дацана (Бурятия).
ID: bud_0035
Название: Ца-ца, терракота. Демчог, он же Чакрасамвара (?).
Датировка: XIX - начало XX вв.
Размер:
Дополнительно: Найдена на месте разрушенного в 20-х гг XX века Хёхуртайского дацана (Бурятия).
ID: bud_0036
Название: Ца-ца, терракота. Манджушри Белый (связан с мудростью). На картинках, тот, который меч держит над головой изображается желтого цвета, а этот, когда у него меч на лотосе - белый.
Датировка: XIX - начало XX вв.
Размер:
Дополнительно: Найдена на месте разрушенного в 20-х гг XX века Хёхуртайского дацана (Бурятия).
ID: bud_0037
Название: Ца-ца, терракота. Либо это Калачакра, либо Чакрасамвара. И тот и другой - довольно редкие божества и ца-ца с ними редки.
Датировка: XIX - начало XX вв.
Размер:
Дополнительно: Найдена на месте разрушенного в 20-х гг XX века Хёхуртайского дацана (Бурятия).
ID: bud_0038
Название: Ца-ца, терракота. В центре - Зеленая Тара, вокруг - еще 4 (сверху Красная и Желтая, нижние (?))
Датировка: XIX - начало XX вв.
Размер:
Дополнительно: Найдена на месте разрушенного в 20-х гг XX века Хёхуртайского дацана (Бурятия).
ID: bud_0039
Название: Ца-ца, терракота. Будда Шакьямуни, вокруг (?).
Датировка: XIX - начало XX вв.
Размер:
Дополнительно: Найдена на месте разрушенного в 20-х гг XX века Хёхуртайского дацана (Бурятия).
ID: bud_0040
Название: Ца-ца, терракота. Демчог, он же Чакрасамвара (?).
Датировка: XIX - начало XX вв.
Размер:
Дополнительно: Найдена на месте разрушенного в 20-х гг XX века Хёхуртайского дацана (Бурятия).
ID: bud_0041
Название: Ца-ца, терракота. Будда Шакьямуни, вокруг - (?).
Датировка: XIX - начало XX вв.
Размер:
Дополнительно: Найдена на месте разрушенного в 20-х гг XX века Хёхуртайского дацана (Бурятия).
ID: bud_0042
Название: Ца-ца, терракота. Симкхамукха (львиноголовая) - дакини, она же защитница Учения. Редкий персонаж, хорошая ца-ца!
Датировка: XIX - начало XX вв.
Размер:
Дополнительно: Найдена на месте разрушенного в 20-х гг XX века Хёхуртайского дацана (Бурятия).
ID: bud_0031
Название: Амулетница Гуу **, ца-ца внутри, стекло утрачено. Сюжет на ца-ца: Дхармараджа, он же Ямараджа, он же Чойгьял. Защитник учения, воплощение Манджушри.
Датировка: XIX - начало XX вв.
Размер: 41 мм х 34 мм х 16 мм.
Дополнительно: Найдена на месте разрушенного в 20-х гг XX века Хёхуртайского дацана (Бурятия).
ID: bud_0032
Название: Амулетница Гуу, внутри ца-ца и кусочек шерсти, ца-ца плохо сохранилась, аналог: ID bud_0030.
Датировка: XIX - начало XX вв.
Размер: 41 мм х 26 мм х 14 мм.
Дополнительно: Найдена на месте разрушенного в 20-х гг XX века Хёхуртайского дацана (Бурятия).
КУРИЛЬНИЦЫ И ЧАШЕЧКИ ДЛЯ ПОДНОШЕНИЙ ДЛЯ БУДДИЙСКОГО АЛТАРЯ
ID: bud_0001
Название: Курильница*** для благовоний в буддийском алтаре.
Датировка: XIX - начало XX вв.
Размер: 40 мм х 41 мм .
Дополнительно: Найдена на месте разрушенного в 20-х гг XX века Хёхуртайского дацана (Бурятия).
ID: bud_0002
Название: Курильница для благовоний в буддийском алтаре.
Датировка: XIX - начало XX вв.
Размер: 46 мм х 44 мм.
Дополнительно: Найдена на месте разрушенного в 20-х гг XX века Хёхуртайского дацана (Бурятия).
ID: bud_0003
Название: Курильница для благовоний в буддийском алтаре.
Датировка: XIX - начало XX вв.
Размер: 50 мм х 49 мм.
Дополнительно: Найдена на месте разрушенного в 20-х гг XX века Хёхуртайского дацана (Бурятия).
ID: bud_0004
Название: Чашечка**** для подношений в буддийском алтаре.
Датировка: XIX - начало XX вв.
Размер: 64 мм х 22 мм.
Дополнительно: Найдена на месте разрушенного в 20-х гг XX века Хёхуртайского дацана (Бурятия).
ID: bud_0005
Название: Чашечка для подношений в буддийском алтаре.
Датировка: XIX - начало XX вв.
Размер: 49 мм х 17 мм.
Дополнительно: Найдена на месте разрушенного в 20-х гг XX века Хёхуртайского дацана (Бурятия).
ID: bud_0006
Название: Чашечка для подношений в буддийском алтаре.
Датировка: XIX - начало XX вв.
Размер: 60 мм х 21 мм.
Дополнительно: Найдена на месте разрушенного в 20-х гг XX века Хёхуртайского дацана (Бурятия).
ID: bud_0007
Название: Чашечка для подношений в буддийском алтаре.
Датировка: XIX - начало XX вв.
Размер: 51 мм х 18 мм.
Дополнительно: Найдена на месте разрушенного в 20-х гг XX века Хёхуртайского дацана (Бурятия).
ID: bud_0008
Название: Чашечка для подношений в буддийском алтаре.
Датировка: XIX - начало XX вв.
Размер: 70 мм х 21 мм.
Дополнительно: Найдена на месте разрушенного в 20-х гг XX века Хёхуртайского дацана (Бурятия).
ID: bud_0009
Название: Курильница для благовоний в буддийском алтаре.
Датировка: XIX - начало XX вв.
Размер: 54 мм х 82 мм.
Дополнительно: Найдена на месте разрушенного в 20-х гг XX века Хёхуртайского дацана (Бурятия).
ID: bud_0010
Название: Курильница для аромопалочек в буддийском алтаре.
Датировка: XIX - начало XX вв.
Размер: 119 мм х 73 мм.
Дополнительно: Найдена на месте разрушенного в 20-х гг XX века Хёхуртайского дацана (Бурятия).
ФРАГМЕНТЫ ПРЕДМЕТОВ КУЛЬТА, УТВАРИ, ДЕКОРА И УКРАШЕНИЙ БУДДИЙСКОГО ДАЦАНА
ID: bud_0026
Название: Фрагменты буддийских амулетниц.
Датировка: XIX - начало XX вв.
Размер:-
Дополнительно: Найдена на месте разрушенного в 20-х гг XX века Хёхуртайского дацана (Бурятия).
ID: bud_0012
Название: Караталы - музыкальный инструмент в виде тарелочек. Щелкают как кастаньетами.
Датировка: XIX - начало XX вв.
Размер: 53 мм (двуслойное, медный сплав) и 43 мм (белый металл).
Дополнительно: Найдена на месте разрушенного в 20-х гг XX века Хёхуртайского дацана (Бурятия).
ID: bud_0014
Название: Два фрагмента украшения с зооморфным сюжетом, латунь (?), штамп, чеканка. Назначение неизвестно, требуется атрибуция!.
Датировка: XIX - начало XX вв.
Размер: 75 мм х 18 мм.
Дополнительно: Найдена на месте разрушенного в 20-х гг XX века Хёхуртайского дацана (Бурятия).
ID: bud_0015
Название: Два фрагмента украшения. Так называемое "пламя мудрости". Латунь (?), шамп. Назначение под вопросом, требуется атрибуция!.
Датировка: XIX - начало XX вв.
Размер: 58 мм х 32 мм.
Дополнительно: Найдена на месте разрушенного в 20-х гг XX века Хёхуртайского дацана (Бурятия).
ID: bud_0016
Название: Голова от скульптуры Будды (Будда), бронза, литье, с утратами.
Датировка: XIX - начало XX вв.
Размер: 43 мм х 32 мм Х 28 мм.
Дополнительно: Найдена на месте разрушенного в 20-х гг XX века Хёхуртайского дацана (Бурятия).
ID: bud_0017
Название: Верхняя часть колокольчика - основного ритуального атрибута. Ваджра и колокольчик - знаки принадлежности к учению. Они присутствуют на каждом алтаре.
Датировка: XIX - начало XX вв.
Размер: 98 мм х 32 мм.
Дополнительно: Найдена на месте разрушенного в 20-х гг XX века Хёхуртайского дацана (Бурятия).
ID: bud_0018
Название: Навершие знамени, латунь, штамп, чеканка, золочение.
Датировка: XIX - начало XX вв.
Размер: 40 мм х 24 мм.
Дополнительно: Найдена на месте разрушенного в 20-х гг XX века Хёхуртайского дацана (Бурятия).
ID: bud_0019
Название: Фрагмент (?), медный сплав, литье. Назначение неизвестно, требуется атрибуция!.
Датировка: XIX - начало XX вв.
Размер: 27 мм х 24 мм.
Дополнительно: Найдена на месте разрушенного в 20-х гг XX века Хёхуртайского дацана (Бурятия).
ID: bud_0020
Название: Фрагмент, накладка, латунь (?), штамп, чеканка. Назначение неизвестно, требуется атрибуция!.
Датировка: XIX - начало XX вв.
Размер: 38 мм х 25 мм.
Дополнительно: Найдена на месте разрушенного в 20-х гг XX века Хёхуртайского дацана (Бурятия).
ID: bud_0021
Название: Фрагмент, накладка, латунь (?), штамп, чеканка. Назначение неизвестно, требуется атрибуция!.
Датировка: XIX - начало XX вв.
Размер: 45 мм х 20 мм.
Дополнительно: Найдена на месте разрушенного в 20-х гг XX века Хёхуртайского дацана (Бурятия).
ID: bud_0022
Название: Фрагмент, белый металл, литье, с утратой. Назначение неизвестно, требуется атрибуция!.
Датировка: XIX - начало XX вв.
Размер: 36 мм х 25 мм.
Дополнительно: Найдена на месте разрушенного в 20-х гг XX века Хёхуртайского дацана (Бурятия).
ID: bud_0023
Название: Важдра*****-накладка на трон Будды, медный сплав, золочение, доработка штихелем, легкая деформация.
Датировка: XIX - начало XX вв.
Размер: 97 мм х 96мм.
Дополнительно: Найдена на месте разрушенного в 20-х гг XX века Хёхуртайского дацана (Бурятия).
ID: bud_0024
Название: Пластина с изображением Важдры, латунь (?), штамп, чеканка. Назначение неизвестно, требуется атрибуция!.
Датировка: XIX - начало XX вв.
Размер: 122 мм х 85 мм.
Дополнительно: Найдена на месте разрушенного в 20-х гг XX века Хёхуртайского дацана (Бурятия).
ID: bud_0025
Название: Лист священного Дерева Бо****** (Дерева Будды), латунь (?), штамп, чеканка.
Датировка: XIX - начало XX вв.
Размер: 130 мм х 80 мм.
Дополнительно: Найдена на месте разрушенного в 20-х гг XX века Хёхуртайского дацана (Бурятия).
ID: bud_0013
Название: Наконечник стрелы (копья). Используется для гадания по Гесеру (герой, царь, защитник учения), а также в некоторых ритуалах связанных с защитниками и гневными формами божеств.
Датировка: XIX - начало XX вв.
Размер: 108 мм х 46 мм.
Дополнительно: Найдена на месте разрушенного в 20-х гг XX века Хёхуртайского дацана (Бурятия).
ID: bud_0011
Название: Наконечник стрелы (копья). Используется для гадания по Гесеру (герой, царь, защитник учения), а также в некоторых ритуалах связанных с защитниками и гневными формами божеств.
Датировка: XIX - начало XX вв.
Размер: 45 мм х 29 мм.
Дополнительно: Найдена на месте разрушенного в 20-х гг XX века Хёхуртайского дацана (Бурятия).
* - ЦА-ЦА - терракотовый оттиск изображения буддийских божеств и учителей. На традиционных тибетских гипсовых статуэтках ца-ца чаще всего изображают различные Будда-формы, ступы и другие символы счастья. Они представляют просветлённые качества ума и используются как одно из средств на пути к Просветлению. В процессе изготовления и рассматривания будда-аспектов в форме ца-ца в нашем уме возникает позитивная обратная связь.
Позитивные впечатления в уме, проявляющиеся при изготовлении ца-ца, усиливаются при помощи мантр, повторяемых вслух или про себя. Формы отливают из глины, гипса или стевалина, потом высушивают и подвергают дальнейшей обработке. Кроме того, их иногда расписывают красками. В еще не полностью просохшую форму сзади, на уровне сердца, вдавливают благословленные зерна риса и пишут слоги. Ца-ца представляют тело, речь и ум Будды.
Считается, что изготовление рельефных Будд помогает обнаружить присущие нашему уму качества. Например, при этом может проявляться спонтанная радость.
Таким образом, ца-ца — не просто предметы бытового декора. Они символизируют тело Будды, поэтому с ними обращаются очень бережно. В качестве объектов для медитации, они, так же как статуи или тханки, помогают визуализировать Будда-аспекты.
Ца-ца в большом количестве используются для наполнения ступ. Они также могут служить особым подарком родственникам или друзьям.
Будда Шакьямуни даёт поучения о пользе изготовления ца-ца и статуй в Сутре для короля Сенгьяла. Её суть в том, что счастье живых существ зависит от продолжительного существования и распространения освобождающих поучений. Это происходит при помощи объектов, которые представляют тело, речь и ум Будды, а именно статуй, текстов и ступ.
** - АМУЛЕТНИЦА ГУУ - К распространенным видам нагрудного украшения женщин Бурятии относятся амулетницы - гуу. В них хранились миниатюрные листочки с текстом буддийской молитвы, заговоры против болезней и несчастных случаев, а также изображения будд и лам... (Полная версия: ОТ БРОНЗОВОГО СТРЕМЕНИ ДО ЗОЛОТОЙ БОГИНИ )
*** - КУРИЛЬНИЦА ДЛЯ БЛАГОВОНИЙ - курильница для благовоний использовалась в буддийском алтаре для подношений Трем Драгоценностям: Будде, Учению и Общине.
**** - ЧАШЕЧКА ДЛЯ ПОДНОШЕНИЙ - чашечка использовалась в алтаре для подношений Трем Драгоценностям: Будде, Учению и Общине. Обычно ставилось 7 чашечек, но их количество может быть и 5, 3, 1 - особого значения не имеет. В чашечку наливалась вода или насыпался рис. Традиционно вода наливается не так, чтобы она была вровень с краем. Когда вода наливается, то оставляется сверху не долитой до края на размер ячменного зерна. Вода наливается каждое утро. Утром наливается свежая вода, а вечером — выливается. Если насыпается рис - его менять ежедневно не следует. (Полная версия: БУДДИЙСКИЙ АЛТАРЬ И ЕГО УСТРОЙСТВО )
***** - ВАЖДРА - (санскр.; тиб. дордже, яп. конгосё, кит. дзиньганси, монг. очир) —
символ буддизма, подобно тому, как крест — символ христианства, полумесяц —
ислама, ворота “тории” — синтоизма. Тексты определяют его следующим образом:
алмаз, громовой топор, пучок скрещенных молний, выступающие как символ
божеств, истины учения Будды. В индийской мифологии Важдра была известна задолго до
буддизма как громовой топор бога Индры и ряда других богов. Ее эпитеты:
медная, золотая, железная, каменная, с 4 или 100 углами, 1000 зубцами.
Важдра
может иметь вид диска, а может быть крестообразной. Ей приписывали
способность вызывать дождь и быть символом плодородия. В буддизме облик Важдры
таков: перехваченный посередине пучок молний с загнутыми концами (известны
одинарный, двойной, тройной, крестообразный варианты).
Ряд верховных божеств
пантеона имеют слово “Важдра” в составе своих имен и Важдру в качестве одного из
атрибутов. Таковы Ваджрадхара — “держатель Важдры” (символ принципа
просветления), Ваджрапани — “рука, держащая Важдру” (символ уничтожения
тупости и заблуждения), Ваджрасаттва — “имеющий сущность Важдры” (символ
очищения) и др.
В ваджраяне Важдра олицетворяет мужское начало Вселенной,
сострадание, активность. В буддистском изобразительном искусстве она выступает в паре с
колокольчиком — символом женского начала, мудрости, пассивности... (ВАЖДР)
****** - ДЕРЕВО БО - «Ficus religiosus» - растение, известное большинству людей, как дерево Бо (Бодха) под которым Будда достиг просвтления.
Будда, чье личное имя на санскрите было Сиддхатха, жил в шестом веке до нашей эры. Его отец, Суддходана, был в Тибете правителем царства Сакьев. Его матерью была царица Майя. Согласно обычаю своего времени, он женился довольно молодым, в шестнадцатилетнем возрасте, на красивой и благочестивой молодой принцессе по имени Ясодхара. Молодой принц жил в своем дворце, имея в своем распоряжении любую роскошь. Но совершенно неожиданно, столкнувшись с жизненной действительностью и страданием человечества, он решил найти выход из этого всеобщего страдания. В возрасте 29 лет, вскоре после рождения своего единственного ребенка, Рахулы, он в поисках этого выхода оставил свое царство и стал аскетом. В течение шести лет скитался по долине Ганга, встречая религиозных учителей, изучая и следуя их системам и методам, подвергая себя строгим аскетическим практикам. Они не удовлетворяли его. Поэтому он оставил все традиционные религии и их методы и пошел своим собственным путем. Случилось так, что однажды вечером, сидя под деревом мудрости - Бодхи в возрасте 35 лет, он достиг просветления, после которого он стал известен как Будда, "Просветленный". После своего просветления Будда произнес свою первую проповедь группе из пяти аскетов, своих старых соратников в Исипатане. С того дня, в течении сорока пяти лет он обучал мужчин и женщин всех сословий - царей и крестьян, браминов и неприкасаемых, ростовщиков и нищих, святых и грабителей - не делая ни малейшего различия между ними. Он не признавал отличий между кастами или социальными группами, и Путь, который он проповедовал, был открыт для всех мужчин и женщин, готовых понять его и следовать по нему... (Полная версия: ФИКУС РЕЛИГИОЗА, фото с сайта ИНДОСТАН.РУ - страница с фотографиями ДЕРЕВА БО )